Терапия эндометриоза без гормонов: какие могут быть варианты

Эндометриоз – достаточно распространенное заболевание, при котором происходит аномальное разрастание клеток эндометрия. Причины появления этой патологии кроются в нарушении гормонального фона. Поэтому терапию чаще всего проводят с помощью гормональных препаратов. Лечение эндометриоза без гормонов также практикуется в медицине. Существует несколько методов устранения патологического процесса.

Врач держит в руках макет матки

Противопоказания для гормонотерапии

Имеются определенные противопоказания к лечению гормонами. Среди основных выделяют следующие:

• аллергия на составляющие выбранного препарата;
  • повышенный риск развития тромбоэмболии;
  • миома матки или киста яичников, требующие безотлагательного оперативного вмешательства;
  • предраковое состояние шейки матки или дисплазия;
  • болезни печени;
  • нарушения со стороны кроветворной системы;
  • сбои метаболических процессов;
  • болезни почек, нуждающиеся в продолжительной терапии;
  • нарушение функциональной деятельности эндокринной системы;
  • артериальная гипертензия;
  • онкология.

При наличии хотя бы одного противопоказания воздействие на организм оказывается с помощью методов негормонального лечения. Врач тщательно изучает анамнез и проводит ряд дополнительных исследований. Только после этого начинается негормональное лечение эндометриоза.

Врач назначает обследования

Консервативная терапия без гормонов

Подбирая схему лечения эндометриоза без гормонов, врачи прибегают к назначению следующих препаратов:

• иммуномодуляторы;
  • спазмолитики;
  • негормональные медикаменты (Циклодинон и Эндоферин);
  • витаминные комплексы и железо;
  • антибактериальные средства.

Применение иммуномодуляторов обусловлено тем, что развитие патологии связано не только с изменением уровня гормонов, но и угнетением иммунитета. В норме эндометрий располагается в полости детородного органа и устилает его внутреннюю поверхность. В случае появления этих тканей на других участках лимфоциты должны их сразу ликвидировать. При развитии заболевания защитные функции ослабевают. Концентрация лимфоцитов вследствие этого снижается, а их активность подавляется.

В связи с такими изменениями происходит бесконтрольное разрастание тканей эндометрия и их распространение. Усилить иммунную защиту помогают лекарства, в составе которых есть интерферон (Ронкоферон, Виферон).

Спазмолитические средства Спазмолгон и Но-Шпа применяются с целью устранения болевого синдрома. Витаминные комплексы оказывают благотворное воздействие на общее состояние. Железо предотвращает развитие анемии.

Девушка пьет спазмалетики

Медикаментозные препараты без гормонов

Терапия эндометриоза без гормонов может осуществляться с помощью медикаментозных средств. Нередко при этом рекомендуется Циклодинон. Его назначают с целью ликвидации гормонального дисбаланса. Лекарство подавляет выработку пролактина, провоцирующего сбой цикла менструаций. После лечения регулы начинают приходить своевременно.

Также в процессе терапии используется Эндоферин. Препарат обладает минимальным списком противопоказаний и побочных эффектов. Это достаточно надежный в борьбе с эндометриозом медикамент, оказывающий воздействие непосредственно на сами очаги поражения.

Также при лечении эндометриоза могут применяться гомеопатические средства, о которых мы рекомендуем прочитать в отдельной статье.

Антибактериальные препараты

Назначаются в следующих случаях:

• патологии сопутствует грибковая инфекция;
  • отмечается осложнение инфекционных болезней мочеполовой системы;
  • ранее наблюдались воспалительные процессы.

При отсутствии таких нарушений антибактериальные средства не используются, так как они способны спровоцировать появление побочных эффектов и снизить защитные функции организма.

Таблетки на столе

Хирургическое лечение

Хирургический метод принято считать наиболее действенным в борьбе с заболеванием. Посредством хирургии удается полностью удалить патологию. Чаще всего применяется такой малоинвазивный способ, как лапароскопия.

Лапароскопия

Процедура лапароскопии при эндометриозе позволяет ликвидировать очаги поражения без масштабной операции. Осуществляется путем введения специального прибора в полость брюшины и определения размеров повреждения. Эндометриоз может поразить не только матку, но и другие органы. Крайне важно выявить такие изменения и устранить их в ходе операции. После этой манипуляции нездоровые участки иссекаются при помощи наконечника с лазером. Хирургическое вмешательство выполняется быстро и под общей анестезией.

Лазерная терапия методом лапароскопии обладает рядом преимуществ:

• возможность проведения диагностики и лечения;
  • органы повреждаются лишь в незначительной степени;
  • не оказывается негативное влияние на репродуктивную функцию;
  • в процессе операции удаляются спайки, что положительно сказывается на фертильности.

Лапороскопия

Физиотерапия на ранних стадиях

Физиотерапия для лечения эндометриоза применяется на ранних стадиях развития патологии, а также в целях профилактики осложнений в послеоперационный период.

Противопоказан способ в следующих случаях:

• наличие эндометриоидных кист на придатках;
  • тяжелая форма заболевания;
  • прием психотропных веществ для устранения неврологических и психических расстройств.

В этих случаях нужно искать другой вариант, как вылечить эндометриоз без гормонов.

Следующие процедуры можно использовать в процессе терапии:

• электрофорез йода;
  • магнитотерапия;
  • ультрафиолетовое излучение и магнитолазерная терапия.

От таких процедур, как массаж в области поясницы и грязетерапия, следует отказаться. В результате их проведения эстроген начнет интенсивно вырабатываться.

Бальнеотерапия

Метод подразумевает борьбу с патологией путем приема радоновых и йодобромных ванн, которые дополняются микроклизмами и орошением влагалища радоновой водой.

Бальнеотерапия

Радоновые ванны оказывают следующее влияние на организм:

• подавление болевого синдрома;
  • нормализация уровня гонадотропинов;
  • седативное действие;
  • стимуляция выработки прогестерона;
  • снижение концентрации эстрогена.

Достигнутый эффект удается сохранить на целое полугодие. Йодобромные ванны и орошение влагалища помогают достичь следующего результата:

• порог чувствительности повышается;
  • функциональная деятельность щитовидной железы нормализуется;
  • артериальное давление понижается;
  • синтез эстрогенов подавляется;
  • воспалительные процессы ликвидируются.

Продолжительность лечения варьируется от трех до пяти месяцев.

Компьютерная рефлексотерапия

Метод компьютерной рефлексотерапии применяется при различных формах патологии. Процедура призвана возобновить нейроэндокринные связи и урегулировать иммунные процессы. Эта тактика дает пациентке возможность восстановить репродуктивную функцию и нормализовать гормональный фон.

Аппарат для компьютерной рефлексотерапии

Манипуляция проводится путем воздействия слабых разрядов постоянного тока на участки, связывающие нервную и вегетативную системы с головным мозгом. Дополнительно назначается прием медикаментозных средств.

Этот метод лечения способствует:

• стабилизации нервной системы;
  • активации защитных функций организма;
  • нормализации гормонального фона;
  • восстановлению работоспособности репродуктивной системы;
  • излечению бесплодия.

Нетрадиционная терапия

Нетрадиционные разновидности лечения в некоторых случаях также могут предотвратить дальнейшее разрастание очагов патологии и становятся эффективными в борьбе с заболеванием. Они оказывают следующее воздействие:

• устранение воспалительного процесса;
  • укрепление иммунитета;
  • нормализация функциональной деятельности придатков;
  • седативный эффект.

Могут помочь такие лечебные травы, как боровая матка, крапива, спорыш и чистотел, а также применение гирудотерапии.

Гирудотерапия

Подразумевается использование пиявок при эндометриозе. Метод выполняется только при участии специалиста и после проведения предварительного обследования. Тактика заключается в том, что пиявки прикладываются к участкам тела, соответствующим расположению органов мочеполовой системы, во влагалище и акупунктурных точках.

Пиявки в банке и в руке

Эффективность обусловлена тем, что на месте укусов остается более ста биологически активных соединений, оказывающих благотворное воздействие на организм.

После процедуры удается достичь следующих результатов:

• количество разросшегося эндометрия уменьшается;
  • цикл приходит в норму;
  • объем кровопотери в период регул становится меньше;
  • спайки и кистозные образования рассасываются;
  • болевой синдром подавляется.

Народные средства

Лечение эндометриоза средствами народной медицины может осуществляться с помощью растительных компонетов. Перед началом их использования нужно в обязательном порядке проконсультироваться с врачом.

По мнению народных целителей, действенным при данном недуге является прием отваров на основе красной щетки и боровой матки. Для приготовления этого снадобья сухую траву заливают кипятком и томят на водяной бане не менее получаса. Приготовленное лекарство процеживают и принимают по 50 мл дважды в сутки.

Применяются также тампоны, которые смачивают в меде, разбавленном водой. Их вводят во влагалище перед отходом ко сну, а после пробуждения извлекают и выполняют спринцевание травяными отварами.

Чаще всего при эндометриозе назначаются гормональные препараты, но есть множество других методов борьбы с этим заболеванием. Каждый из них обладает определенными особенностями и противопоказаниями. Перед началом терапии нужно обязательно обсудить курс лечения с врачом.